Select a page

Morgan Stanley прогнозирует удвоение российского рынка электронной коммерции

Россия — последний развивающийся рынок без доминирующей компании в электронной коммерции

Конкуренция за покупателя и лидерские позиции в ecommerce сейчас отчаянная:

  • «Сбербанк» инвестировал $500 млн в яндексовский «Беру»;
  • Ozon сжигает деньги инвесторов огромными темпами в обмен на рост до 70% в год: в апреле 2018 года компания привлекла $100 млн, а уже в мае этого года ритейлер получил ещё более $150 млн.
  • Mail.ru договорился с Alibaba и «Мегафон» о создании конгломерата, объединяющего ru.aliexpress.com, российский Tmall и Pandao. Инвестиции осенью 2018 года в совместное предприятие составили $300 млн.
  • Wildberries своих источников инвестиций не разглашает. Возможно, компания растёт так быстро за счёт собственных средств, но результаты ритейлер показывает выше конкурентов: в 2018 году компания выросла вдвое по количеству заказов — с 40 до 80 млн, а количество заказов в день в декабре доходило до отметки в 400 тысяч. По выручке Wildberries вырос на 74% год к году.
Российский рынок электронной коммерции очень фрагментирован по сравнению с США, Китаем и Бразилией

В выигрыше в ближайшие несколько лет окажутся розничные покупатели, а также продавцы на крупнейших маркетплейсах. Сами компании – Ozon, Wildberries и «Беру» — продолжат жертвовать не только маржой и комиссией, но и рентабельностью в целом, теряя деньги на каждой доставке. Так, например, Wildberries в 2018 году снизил комиссию для продавцов вдвое — с 38% до 19%.

Самые посещаемые интернет-магазины в России — миллионов пользователей в день

Morgan Stanley прогнозирует повышение темпов роста рынка электронной коммерции почти вдвое — с 13% за 2014–2017 годы до 25% за 2018–2021 годы, что приведёт к удвоению рынка до 2,1 трлн рублей

Приток инвестиций вызовет увеличение проникновения электронной коммерции, которое сейчас в России ниже, чем в большинстве стран Европы, Азии и США.

Проникновение интернета и доля электронной коммерции в объеме потребительских покупок в разных странах

Менее значительными факторами станут прирост интернет-пользователей и пользователей смартфонов.

Проникновение смартфонов в России на 18% ниже, чем у Южной Кореи

Увеличение количества покупателей с текущих 63 млн человек будет осуществляться за счёт регионов, которые сокращают отставание от Москвы в склонности людей к онлайн-покупкам.

Регионы постепенно сокращают отставание от Москвы в доле онлайн-шопперов в общем количестве интернет-пользователей

Рост рынка скажется на стоимости крупнейших публичных компаний: Mail.ru подорожает на 39%, а «Яндекс» на 26%. Капитализация компании-лидера, по оценке Morgan, будет не менее $10 млрд.

Рост рынка электронной коммерции до 2,1 трлн рублей будет происходить, в том числе за счёт уменьшения процента покупок в офлайне. При этом трансграничная торговля будет расти быстрее, чем продажи в российских интернет-магазинах

Рынок электронной коммерции будет развиваться по китайскому сценарию

Morgan Stanley выделяет следующие этапы развития рынка в России, которые копируют уже произошедшие в Китае изменения:

  • Развитие модели маркетплейсов. Этот этап все крупнейшие игроки начали осуществлять в 2018 году.
  • Инвестиции в логистику.
  • Финансовая поддержка продавцов на маркетплейсах. Так, например, Ozon недавно объявил о программе предоставления кредитов продавцам от частных лиц.

Развитие омниканальной модели продаж

Morgan Stanley признает, что офлайновые каналы, или «камень» (brick&mortar) очень важны для России. Из-за неразвитой логистической инфраструктуры большой процент заказов забирается из офлайновых магазинов.

Эксперты делают вывод, что омниканальная система продаж, или переплетение продажи через интернет с поддержкой в «камне» будет иметь в России большое значение. Соответственно, Morgan Stanley ожидает появление новых совместных предприятий и взаимных поглощений для интернет-компаний, которые начнут развивать «камень» — и наоборот. Следующие сделки уже состоялись либо произойдут с высокой долей вероятности:

  • «Магнит» в партнёрстве с «Почтой России» запустил 13 пилотных магазинов, находящихся в почтовых отделениях, предлагая от 200 до 800 наиболее распространенных товаров;
  • JD.com, один из крупнейших онлайновых ритейлеров в мире, покинувший Россию в 2016 году, планирует вернуться через партнерство с Х5 Retail Group, владеющей магазинами под торговыми марками «Карусель», «Перекресток» и «Пятерочка». JD собирается реализовать модель «кликни и забери в магазине»;
  • «Метро», «Призма», «Лента» и «Карусель» находятся в партнерстве с сервисом доставки продуктов igooods.ru.

0 Comments

Leave a reply

Закрыть
Зарегистрироваться
Account Details
*
*
Надежность пароля
Profile Details
Upload a profile picture
Social Profiles